Данильченко Ольга
Дизайнер. График. Преподаватель графического дизайна
в Московском художественно-промышленном институте (МХПИ)
Споры вокруг современного искусства не утихают, по большому счёту, уже более полувека. Является ли оно развитием, продолжением, разновидностью традиционного европейского искусства? Скорее, нет, чем да. Является ли это в принципе искусством, то есть некой эстетической практикой, использующей визуально-пластические образы для выражения каких-то идей? Видимо, да.
Конечно же, никто не говорит о конце классического искусства, но пути развития классики и современности коренным образом отличаются.
Современное искусство (англ. contemporary art, иногда в качестве синонима используют определение "актуальное искусство") - искусство, созданное в недавнем прошлом и в настоящее время. С течением времени современное когда-то искусство становится достоянием истории. На данный момент времени современным искусством считают произведения, созданные в период с 1970-х по нынешний день.
Современное искусство – это другая форма искусства концептуально, формально, технологически и психологически. Эти образы сложны для понимания, требуют определённой интеллектуальной подготовки и расшифровки в процессе восприятия. Вот почему всё чаще рядом с привычным нам этикетажем размещается ещё одна табличка, в которой автор или экпозиционер дают краткие пояснения зрителю.
Современное искусство – зеркало социума. Одна из его функций – отражать сегодняшние проблемы личности и общества. Оно злободневно, зачастую сиюминутно, иногда откровенно до крайних степеней душевного эксгибиционизма.
С вышеперечисленным связана и разница в тематике произведений. Форма неразрывно связана с содержанием. Если отражается сиюминутное и неглубокое, как констатация произошедшего факта, оно и не может быть выполнено с использованием тех средств, которые годны для вечности. А потом, как выяснить, что же останется в веках, как классика? Для этого нужен промежуток времени хотя бы лет в 50. Уорхолл, например, уже классика... На первый взгляд, что он сделал? Изобразил консервную банку с супом? Нет, он превратил обыденное в объект искусства (заметьте, «объект», а не «произведение» - это важная деталь в терминологии. С моей точки зрения, объектом искусства может быть практически что угодно, а вот произведением – извините, далеко не всё). Так что же остаётся надолго в памяти человечества? Думаю, результат следующей цепочки: новая идея – новая форма – новая технология. Это должно быть изображено как треугольник. И тогда этому треугольнику соответствует следующий: философия – искусство – наука. Остаётся, прежде всего, автор и реализатор нового концепта и единомышленники, которые эту идею развивают и доводят до ума (ну, или до абсурда). Следующие в арьергарде вряд ли появятся на страницах учебника истории искусств.
Современное искусство – искусство синтетическое, оно может объединять в одном произведении несколько базовых элементов, как-то: изображение, объёмную форму, звук, свет, цвет, слово. Оно существует на границе многих областей человеческого знания и постоянно ищет новые объекты для осмысления и новые средства, материалы и формы для создания образа. Рождённые на границах областей новые жанры в современном искусстве и есть пути его развития.
Для понимания процесса рассмотрим 3 выставки, которые проходили в последние годы в Москве. Это Третья Московская Биеннале Современного Искусства (2010 год), Научно-популярный фестиваль ScienceArtFest (2009 год) и 3-ий Московский фестиваль экспериментальной анимации и медиа-искусства Linoleum-2008 (2008 год).
Философские и этические проблемы, возникающие в современном обществе, нашли отражение в работе, представленной в рамках Третьей Московской Биеннале Современного Искусства, Мастерской Ван Лисхаут «Город рабов».
«Мастерская разрабатывает проекты, находящиеся на границе дизайна, архитектуры и искусства и моделирующие экспериментальные ситуации социального взаимодействия...
...Одна из главных тем, с которой работает Мастерская Ван Лисхаут, - это зависимость этических и социальных ценностей (прежде всего ценностей западной демократии) от экономических приоритетов. «Город рабов» - коммуна, жизнь которой подчинена экономическому диктату «максимизации прибыли» и вместе с тем фетишизации «экологической корректности», за которой забывается сам человек. Можно сказать, что «Город рабов» манифестирует собой конец антропоцентризма, и главный вопрос здесь – именно этический». [1] Глобальные климатические изменения, исчерпаемость ресурсов, перенаселённость и прочее, к чему отсылает этот проект мастерской, важны не сами по себе, а как антураж, как инструмент для конструирования особого пространства для жизни, где нет места человеку, как ценностной личности, а есть только экономическая и экологическая предопределённость жизни.
Сам проект представляет собой серию моделей, эскизов, рисунков и объектов, которые представляют жизнь воображаемого города, чьи обитатели заперты в безотходном цикле жизни и производства. Всё основывается на строжайшем режиме и тотальной переработке. Когда человек перестаёт функционировать как работник, его самого отправляют на переработку...
Верхний зал даёт возможность рассмотреть город в целом, и это довольно интересное и завораживающее зрелище: макеты и чертежи больниц, общежитий, рабочих мест, мест отдыха... Всё это имеет бионическую основу, что ещё больше шокирует зрителя, когда он попадает в зал нижний – этакую «анатомичку», где представлены процессы расчленения, сортировки и переработки «человеческой массы», всего того, на чём зиждется верхнее благополучие и красота. Нужно отметить тактичность художников, которые для изготовления моделей человеческих тел взяли гипс и чуть зеленоватую пластическую массу, вследствие чего у зрителей не возникает психологического шока от этого «анатомического театра», но вместе с тем эмоциональное потрясение довольно сильно. Попытка логического развития сегодняшних тенденций, попытка материально предъявить зрителю его страхи, черпаемые в газетах и телевизионных программах, проявлена в «Город рабов» совершенно отчётливо. Для этого проекта характерна логика не революции, а эволюции. Художники утверждают, что лет через 10 существование такого города может стать реальностью при наличии инвестиционного пакета. Они пытаются предупрелить нас, не думающих об этом, такими взрывающими сознание образами.
Проблемы, связанные с развитием науки и популяризацией её достижений, были представлены художниками на научно-популярном фестивале ScienceArtFest, который проходил с 16 по 29 марта 2009 года в Центре современного искусства ВИНЗАВОД. Здесь в разнообразных, динамичных формах была дана картина современной научной жизни. Для участия в ScienceArtFest были приглашены ученые и художники, получившие мировое признание. Это позволило показать науку как важнейшую часть мировой культуры, доступным языком рассказать о последних научных достижениях. В рамках выставки была представлена коллекция документальных видеофильмов о тех произведениях искусства, которые в последние годы были созданы художниками с применением новейших технологий - искусственной жизни, робототехники, био- и генной инженерии.
На выставке были представлены фильмы, интерактивные проекции, динамические инсталляции сложного характера.
Посещение этой выставки напомнило о мире научной фантастики, который так любили писатели ХХ века. Учёные всегда находятся в рамках своих теорий, а вот люди искусства не связаны реалиями «земного притяжения», многие из их безответственных предсказаний со веменем сбылись. Правда, позитивные настроения наших предшественников сменили разнообразные виды фобий, поскольку человечество в течение ХХ века приобрело достаточный негативный опыт использования различных изобретений отнюдь не в мирных целях.
И тем не менее, экспонаты, представленные на выставке, показывают, насколько тесно может переплестись в будущем наука и искусство, как творческий процесс художника может влиять на изобретения учёных и наоборот...
Флорис Кайк (Нидерланды) псевдо-документальный фильм «Металлорак»
Фильм рассказывает о таинственной и необратимой болезни, поражающей человека с медицинскими имплантами. По версии фильма, металлорак развивается принеблагоприятном взаимодействии металлических частей импланта с человеческими тканями, в результате чего имплантат становится источником роста металлической ткани, проникающей наружу через кожу. В фильме показаны различные стадии заболевания от первичного инфицирования до клинической стадии, при которой происходит полное разрушение всех органов тела , и когда от пациента отсаётся лишь груда металлического лома.
В данной работе явно прослеживаются страхи, связанные с передовыми достижениями науки, котрые непонятны обычному человеку. Непредсказуемость последствий новых изобретений, которые могут быть отнюдь небезопасны, имея вполне практическое применение на первый взгляд. Поднимается этическая проблема ответственности учёных за свои изобретения.
Поль Граньон (Франция) «Роботариум»
Это инталляция из трёх мобильных роботов, выставленных на обозрение публики, подобно животным в зоопарке. «Разнополые роботы» представляют собой две автономные конструкции, снабжённые синтетическими гениталиями разной половой принадлежности.Роботы запрограммированы на исследование своего окружения, периодически «возбуждаясь», они отыскивают партнёра, пребывающего в том же состоянии, и пытаются с ним спариться. Третий из роботов «Смартбот» выполняет роль наблюдателя и никогда не покидает своей площадки, находящейся выше уровня обитания двух остальных. Он всё время ругается и плачет, жалуясь на свою несчастную долю. Лёгкая самоирония сочетается в данной работе с попыткой смоделировать гендерные проблемы в общении между людьми на примере электронно-механических роботов.
Николас Ривз (Канада) «Геометрические бабочки»
Проект русского футуриста Николая Крутикова, ещё в начале ХХ века предполагавшего проблему перенаселения Земли, заключался в создании городов, парящих в воздухе на большой высоте.С технической точки зрения идея летающих городов в начале прошлого века была абсолютно утопической, но идеологически таковой не является. Это доказывает канадский художник Николас Ривз. Три больших летающих робо-куба, оборудованные полноценными бортовыми компьютерами, датчиками и микровентиляторами, медленно парят в пространстве, реагируя на локальные источники света и регистрируя при этом положение друг друга, что помогает им избежать столкновений. Хтоя робо-кубы подчиняются простым алгоритмам и правилам, их перемещения невозможно предсказать. Их самостоятельность вызывает ассоциации с живыми организмами, такими, как стая птиц, например.
- - - - - -
[1] Каталог «Мастерская Ван Лисхаут. Город рабов. Cradle to cradle». Центр современного искусства «Винзавод», Москва в сотрудничесте с Музеем Фолькванг, Эссен (Германия) Введение – Софья Троценко, Анна Зайцева.
Читать дальше
к списку новостей