Образ – основной принцип формообразования в дизайне (1)

Шаппо С.А.
Архитектор-дизайнер
Доцент кафедры «Дизайн среды» МХПИ
Мир, в котором мы живем безграничен. С момента появления на свет мы адаптируемся; к нему, пытаемся найти свое место в нем, познаем его, создаем новый искусственный мир и снова приспосабливаемся к нему. Никто не может сказать, когда и как возник образ? Что это? Проявление духовности или наоборот сугубо материальное явление.

Наблюдая за поведением животных в их повседневной жизни можно отметить проявление особых качеств в их общении между собой. Они узнают друг друга, ласкаются или пугаются в зависимости от обстоятельств их средового окружения. Через звуки, запах, зрение они передают информацию друг другу, делая жизнь изначально осмысленной.

В повседневной жизни, общаясь между собой, мы чаще всего не обращаем внимания на то, что происходит с нами в момент общения, на сколько мы понимаем друг друга, как выражаем свои мысли и эмоции, какой внутренний мир переживаний мы оставляем лично себе, а какой транслируем наружу. Для полноценного общения нам как минимум необходим источник сообщения, канал передачи сообщения,  его прием и переработка. В процессе эволюции Homosapiens, в борьбе за выживание вида выработал  специальные органы чувств, отвечающие за прием и переработку информационных сигналов поступающих к нему из среды обитания. Обоняние – воспринимающее форму запахов. Осязание – дающее тактильное ощущение формы. Зрение – несущее информацию о виде формы,ее размерах, местоположении в пространстве, о цвете и свете формы. Речь – оперирующая звуками, словами, смысловыми понятиями. Интуиция – область неосознанных решений, идущих от чувственных внутренних переживаний. Слух – воспринимающий звуковую форму.    

Мы понимаем, что все эти органы чувств, не существуют отдельно, сами по себе, что они связаны между собой единой целостной системой  живого организма. Любое ощущение, несет в себе двойственное начало – восприятие сигнала и его субъективная переработка. Их совместное действие приводит к появлению определенного стимула, дающего начало возникновения образа. Образ – это феномен в системе приема-передачи информации между живыми организмами. Без него невозможно  межвидовое общение. Наши образы, отпечатываются в нашей памяти как в матрице. Мы, постоянно оперируем ими, развиваем их, сохраняем в памяти и теряем их, если они нам не нужны. Образ это очень емкое понятие, включающее в себя одновременно восприятие и переживание. Без образа невозможно существование мышления. Я мыслю, значит, я существую…, гласит известный постулат. В самом слове образ заключено одновременно материальное и духовное начало. Образ - это синоним целостности. В животном мире мы наблюдаем за системой передачи информации от индивида к индивиду. Нам до конца не ясен их образный строй. Развитый мозг человека, носитель мысли, чувств, духовности, переживаний, являет собой вершину эволюции живого мира на Земле.

Образ, икона, лик – носители неизмеримо большего, нежели конкретное лицо. Это зрительные образы бытия. Образ в искусстве носитель того же бытия, он не может существовать в отрыве от человека, воспринимающего его и одновременно воссоздающего его в самом себе. Образец, образование, образность - это однокоренные слова, в которых образ является предметом изучения, копирования, подражания, передачи знаний тем или иным способом. Так или иначе, мы говорим о частицах целого, без которых это целое не может существовать.     

История развития человеческой цивилизации это в первую очередь становление и развитие ее культуры, носителями которой являются материализованные оттиски времени в виде предметного и духовного мира человека.  Архитектура, литература, искусство, танцы, музыка, письменность, орнамент, рукотворный предметный мир человека оперирует своими специфичными образами: монументальными, художественными, графическими, интонационными, живописными, телесными, литературными и т.д. Зрительные образы транслируются в графику, скульптуру, архитектуру, живопись. Понятийные образы трансформируются в слова, символы. Музыкальные образы создаются звуками, ритмами сливаясь в общую мелодию. Математические образы абстрактны.  Можно сказать, что образы несут в себе частицы знаний о мире, его обустройстве. Не секрет, что большую часть информации о мире мы получаем через зрение. Совместное действие различных по характеру образов создает еще более усложненный синтетический образ.  Образы, следуя иерархии развития структуры формы, обладают разными  масштабами восприятия. От "микрообраза", в виде мельчайших единиц художественной ткани, до "макрообраза" в виде цельной, законченной формы.

Читать дальше 




 к списку новостей
Eng
Rus
Rambler's Top100    Рейтинг@Mail.ru